Курс лекций по древнерусской иконописи

Техника иконописания сложна и своеобразна. Последовательность писания иконы была выработана еще в древности и по традиции передавалась иконописцами из поколения в поколение, однако многие секреты были утрачены или забыты. До нашего времени дошли иконописные подлинники - рукописи XVI-XVIII вв., где собраны статьи о назначении иконописания, краткие записи об изображении композиций и отдельных людей. Распространены были в древности и «мастеровики» - собрания рецептов по исполнению всех этапов создания икон.

О способе обработки доски можно всегда судить по следы от инструмента, оставшиеся на оборотной поверхности иконы. Так, например, от обработки топором остаются характерные зарубки. Но, как правило, доски древних икон (XI— XVI вв.) имеют следы обработки скобелем. Обратная сторона досок многих икон подвергалась в последующие века неоднократным обработкам. Поэтому первоначальный способ изготовления доски правильнее и безошибочнее определять по следам, сохранившимся под слоем живописи.

Нанесение грунта Грунтом в древнерусском искусстве является левкас. На протяжении всех веков грунт под яичную темперу делали белым, гладким и плотным, чтобы он просвечивал из-под слоя живописи и не вытчгивал связующее красок.

Живопись Рисунок Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка.

Поливинилацетатная темпера совершенно несовместима с казеиново-масляной темперой, так как вторая обладает щелочной реакцией, а первая — кислой, и если обе смешать, то произойдет створаживание. Краски на этой основе сохнут быстрее казеиново-масляной темперы, быстро образуют неразмываемые водой пленки. Ввиду этого не следует выдавливать на палитру излишнее количество красок, а во время работы целесообразно поддерживать их влажность легким смачиванием водой.

Подлинники Для всякого иконописца важен вопрос, как писать изображение того или другого святого. Вопрос этот разрешает так называемый Лицевой подлинник. Подлинник, Образчик, Персональник — названия книги правил изображения святых для иконописца. В книге приводятся рисунки с характерными для каждого святого чертами и внешним видом, сообщаются также кратко цвета одежд. Существуют Строгановский подлинник, Большаковский, Сийский, Гурьяновский и другие. Но не все изображения, имеющиеся в Подлинниках, можно повторять буквально, некоторые дают только схему, которая требует внимательной проработки.

Красочный слой

Закрепление живописи Процесс создания иконы завершается нанесением защитного покрытия - слоя олифы или масляного лака, который образует пленку, защищающую живопись и левкас от от влаги и других вредных воздействий воздуха. В наше время олифами называют масла, прошедшие специальную обработку и при высыхании (отвердении) способные создавать прозрачную твердую пленку. С древних времен олифу для икон готовили из льняного масла. Интересно, что мастера отдавали предпочтение сортам масла, изготовленным из семян льня северных районов проирастания. Высокое качество защитных пленок из него подтверждено химико-технологическими исследованиями. Пленки из льняного масла южного происхождения хуже по качеству.

Древнерусская иконопись Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и красоты жизни. В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского периода.

На протяжении многих столетий на Руси писали в технике желтковой темперы; сейчас употребляют термины «яичная темпера», или просто «темпера». Темпера (от итальянского «temperare» — смешивать кра­ски) — живопись красками, в которой связующим вещест­вом является чаще всего эмульсия из воды и яичного желтка, реже — из разведенного на воде растительного или животно­го клея с добавлением масла или масляного лака. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, обладают несрав­ненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохра­няют первоначальную свежесть значительно дольше по сравнению с красками масляной живописи. Техника желтковой темперы пришла в Россию из Визан­тии в конце Х века вместе с искусством иконописи.

Причины забвения русской иконы. Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, посуществу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуру.

Сюжеты древнерусской живописи. В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно  в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира,  в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Образы Богородицы. Рядом с образами Спаса с древнерусском искусстве по своему смыслу и значению,  по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы его земной матери. И тверда у христиан вера, что став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей: извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, "пронзенное" великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

С начала XV века в иконостасе над праздничным рядом стали помещать так называемый пророческий ряд икон. Как правило, пророков изображали на горизонтально ориентированных, удлиненных досках по две-три, а иногда даже по четыре полуфигуры на одной доске. Их главный атрибут — свитки (обычно развернутые) с краткими текстами пророчеств о Христе-Спасителе или Богоматери (из Ветхого Завета). До XVI века центральными изображениями в этом ряду были пророки Давид, Соломон и Даниил.

Основные направления и школы древнерусской иконописи. Ростово-суздальская школа. Ростово-суздальская и Залесская Русь – это в древности обширные земли от Оки и Волги до Белого Озера. Эти земли стали вторым после Киева очагом русской государственности и культуры. В самом центре Руси на протяжении трех веков, с 10 по 13, возникли города Ростов Великий, Муром, Суздаль, Владимир, Белозерск, Углич, Кострома, Тверь, Нижний Новгород, Москва.

Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы «Спас Ярое Око» и «Спас оплечный», 1340 г., Успенский собор Московского Кремля). Расцвет московской школы в конце 14 — начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций.

Строгановская школа. Название «строгановская школа» возникло из-за частого употребления фамильной метки сольвычегодских купцов Строгановых на обратной стороне икон этого направления, но авторами большинства произведений строгановской школы были московские царские иконописцы, выполнявшие также заказы Строгановых — ценителей тонкого и изощренного мастерства. Для икон строгановской школы характерны небольшие размеры, миниатюрность письма, сочная, плотная, построенная на полутонах цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, хрупкая изнеженность поз и жестов персонажей, сложная фантастика пейзажных фонов.

Руффиньяк - пещера "тысячи мамонтов" Другой гигантской пещерой с палеолитическими рисунками является Руффиньяк. Она существенно отличается от других подземных святилищ, содержащих древние изображения, ее профиль напоминает развлетвленное дерево. Пещера находится во французском департаменте Дордонь. Отличительной особенностью Руффиньяка является отсутствие сталактитов и сталогмитов, зато из стен подземных залов выступают многочисленные кремниевые жилы.

На сегодняшний день в Руффиньяк не обнаружено вещественного комплекса, относящегося к палеолиту, поэтому датировка памятника проводится по стилистическим особенностям изображений. О древности рисунков говорят и сами животные, изображенные на стенах и сводах. Многие из них вымерли еще в древнекаменном веке.  Изображения датируют 14000 лет Мадленской культурой.

Ласко - версаль пещерной живописи 12 сентября 1940 года четыре приятеля-подростка: Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка гуляли с собакой в лесу, в окрестностях своей родной деревни Монтиньяк, в долине Дордонь. В конце дня ребята обнаружили, что потеряли животное и отправились его искать. Собака провалилась в дыру, которую образовало поваленное молнией дерево. Мальчики решили сбегать за снаряжением, прежде чем лезть в темноту и неизвестность. На следующее утро они вернулись с веревками и фонарями и спустились в пещеру в поисках пса. Так было открыто одно из самых важных и необычных святилищ доисторического человека.

«Зал быков» переходит в «Осевой проход», более узкую галерею такой же длины, идущую в том же направлении. В этой зоне пещеры изображены быки, окруженные лошадьми, оленями и горными баранами. Здесь можно увидеть фигуру «Перевернутой лошади», она была нарисована по окружности камня таким образом, что художник не мог видеть весь рисунок одновременно, однако когда изображение было развернуто при помощи фотографии, оно оказалось совершенно пропорциональным. Также в этом месте находятся многочисленные геометрические знаки — палочки, прямоугольники и точки.

Ласко стала одной из первых пещер, датировка в которой, определялась с помощью радиоуглеродного анализа. Этим методом исследовался древесный уголь из найденных в пещере светильников. Первый результат говорил о том, что Ласко посещалась в эпоху мадленской культуры 15 500 лет до н.э. В 1998 году была получена датировка 18 600 лет до н.э. Но эти результаты не дали ответа на вопрос, посещали ли люди пещеру с целью создания рисунков или для того, чтобы полюбоваться уже созданными.

Дерево в архитектуре. Породы, свойства, примеры использовании. Технология обработки, причины разрушений. Конструкции русского деревянного зодчества. Дошедшие до нас памятники архитектуры в основном восходят к XVII в. и позднее, только единичные постройки датируются концом XV—XVI в.

Свойства древесины. Дерево как материал характеризуется целым рядом качеств. Во-первых, это свойства, которые условно можно назвать внешними: цвет, блеск и текстура, то есть рисунок, который можно увидеть на разрезах древесины. Во-вторых, у древесины есть внутренние свойства, среди которых можно было бы упомянуть прочность, способность удерживать металлические крепления.

На главную