Курс лекций по истории дизайна

В переводе с английского слово «дизайн» означает рисование.

Ремесло и промышленность.

Против безудержного наступления машин выступили некоторые мыслящие люди из высокообразованных слоёв.

К концу XIX века архитектурный стиль в машиностроении стал постепенно отмирать: всё большие скорости и вибрация были в явном противоречии с ним. Исчезают всякие декоративные излишества и орнаментация. И хотя все признавали, что машины должны иметь привлекательный вид, никто ясно не мог сказать, как этого достичь. Требовались какие-то принципиально иные идеи в формообразовании машин, назрело нечто вроде переворота в понимании эстетики и её участия в техническом прогрессе.

Модерн В конце XIX века в условиях смешанного характера производства (ремесленного и фабричного), противоборства сторонников рукотворного и промышленного возникло новое стилевое направление — модерн (в буквальном переводе — «новый»).

Несмотря на необычайное разнообразие форм, произведения модерна характеризовались определенными стилевыми чертами.

При этом сами типы предметов, их конструктивные схемы оставались традиционными.

Много было нового и в самой структуре жилых помещений. Желая порвать с обветшалыми традициями классицизма, архитекторы смело отбрасывали характерные для него схемы, основанные на симметрии и анфиладности.

Целый отряд архитекторов, искусствоведов и художников поставил перед собой цель — слияние своего искусства с новой жизнью, видел целью развития искусства вхождение его в промышленное производство, в «делание вещей».

«Веркбунд» и первый дизайнер Петер Беренс

Продукция AEG была рассчитана в основном на экспорт, и, по мнению промышленников, для её успешного продвижения на мировом рынке, для подавления конкуренции требовалось создать какой-то свой художественный почерк. Хозяева фирмы интересовала не столько эстетика вещи, сколько задача завоевания мирового рынка. Создание же определенного лица фирмы (архитектурный облик сооружений, шрифт реклам и т. п.) было только одним из средств для достижения этой цели.

«Баухауз»— первая школа художественного конструирования

Техническая подготовка студентов подкреплялась изучением станков, технологии обработки металла и других материалов. Вообще изучению материалов придавалось исключительно большое значение, т. к. правдивость использования того или другого материала была одной из основ эстетической программы «Баухауза».

Зарождение дизайна в Советском Союзе Первое десятилетие существования Советского государства оставило нам богатое своими достижениями и противоречиями творческое наследие, отразившее поиски нового, современного и созвучного своей эпохе художественного освоения действительности. Созданные в те годы эстетические ценности, при всей их неоднозначности, спорности, останутся в истории нашей социалистической культуры. Не менее примечательно и то, что революция создала социальные предпосылки художественного конструирования в те годы, когда наша промышленность, как и всё народное хозяйство, были разорены империалистической и гражданской войнами.

Владимир Татлин. «Восточный» фасад Памятника III Интернационалу, 1920 г.

Дизайнерские разработки Родченко показывают, что он уделял большое внимание вопросам художественного формообразования, которое рассматривал в тесной связи с социально-этической ролью вещи в новом обществе.

Мужество и социальный оптимизм этих энтузиастов и пытливых искателей нового тем более достойны удивления, поскольку их деятельность проходила в условиях почти полного хозяйственного разорения страны.

В 1906 году инженер П. Страхов выпустил книгу «Эстетические задачи техники». Инженер В. Шухов создавал удивительные по легкости и изяществу ажурные металлические конструкции. Первые работы этих и других инженеров в советское время уже обладали определенной эстетической выразительностью, как, например, известная радиобашня Шухова на Шаболовке в Москве.

Позднее, в тридцатых годах, наметились заметные сдвиги в области нарастающего дизайнерского проектирования, перестройка его в расчете на массовое производство.

Дирижаблестроение в нашей стране было и реальностью.

В конце тридцатых годов технический прогресс нашей промышленности позволил создать собственные модели автомобилей.

В1962году вышло постановление правительства « Обулучшении качества продукции машиностроения итоваров культурно-бытового назначения путём внедрения методов Художественного конструирования». Это постановление сыграло большую роль вразвитии отечественного дизайна. Был положен конец дизайну единичному, полукустарному, полупризнанному, начался период организованного дизайна, который уже неможет идти нивкакое сравнение потемпам иразмаху стем, что делалось в20–30-х годах.

Внешняя форма предмета Предмет утилитарного назначения характеризуется внешней формой и цветом, так же как произведение скульптуры и живописию

Объемно-пространственное строение

Материал Любой предмет выполнен из того или иного материала, различимого в большинстве случаях и известного нам.

Органичность и целостность внешней формы.

Объединение деталей и их группировка достигается разным путём: группа кнопок или лампочек на приборной доске, например, объединяется окаймлением, цветным контуром или рельефом.

Сделать предмет или выстроить красивый дом по уже известному рецепту было всегда заманчиво.

В предметном мире пропорции приобретают важную роль, когда человек может их реально воспринять, когда, наблюдая предмет, он действительно соотносит какие-то величины.

Масштабность Понятие масштабности перешло в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета.

Масштабность среды (интерьер, экстерьер) решается в принципе так же, как и масштабность предмета, и основана на соответствии между реальной величиной пространства и его композиционным решением.

Цвет и цветосочетания Иногда мы воспринимаем предмет как цветовое пятно, а уже потом как объем.

Технический смысл и красота предмета Когда мы рассматриваем изделие, проверяем, как оно работает, и любуемся его формой, то между нашей оценкой «пользы» и «красоты»четкую границу провести нелегко.

Мы уже касались того, что человека радует разумность машины, целесообразность предмета — качества, способные вызывать некоторое эстетическое переживание.

Предметная среда Предметы не всегда расположены в пределах стола или комнаты: мы знаем, что есть более широкое понятие — «предметная среда».

Пространство имеет много самых различных характеристик: оно может быть длинным и коротким, высоким и низким, широким и узким и т. д.

Что такое эргономика Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы.

Акварель - это живопись прозрачными водяными красками на бумаге. «То, что дает тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги». Это высказывание Э. Делакруа важно понять и запомнить всем любителям акварельной живописи. Грязь, помутнение цвета и появление глухих пятен в акварельных этюдах появляются, прежде всего, тогда, когда начинающие пишут также густо, как гуашью и маслом. Прозрачность— вот что надо ценить и беречь в акварели.

Красочный материал акварели. Основное требование, предъявляемое к акварели - это наивысшая прозрачность, поэтому красочный материал должен отвечать связующему веществу акварели, условиям акварельной техники и условиям хранения.

Мозаика и инкрустация. Древнее искусство выкладывания небольших разноцветных кусочков на цемент с целью облицовки и украшения стен, полов, и других поверхностей называется мозаикой, а сами кусочки окрашенного материала — кубики. Мозаика с использованием поделочных камней очень популярна среди любителей камня, так как она декоративна и утилитарна, то есть можно использовать остатки от других работ с камнем.

На главную